2021-03-25; 23:16:20.  kubz

КЮБЗ

О моём пребывании в кружке юных биологов зоопарка.

 

Если Вы - умный или дурак, патриот или космополит, террорист или борец с терроризмом, глобалист или антиглобалист, экстремист или борец с экстремизмом, педофил или педофоб, русофил или русофоб, гомофил или гомофоб, верующий или атеист, коммунист или антикоммунист, феминист или антифеминист, фашист или антифашист, защитник прав детей или защитник прав родителей, покоритель природы или её защитник, правозащитник или правонарушитель, наркоман или борец с наркотиками,

ПОЖАЛУЙСТА, НЕ ЧИТАЙТЕ МОЙ САЙТ.

Он не для Вас, а для людей, у которых нет априорных установок.


Привет всем кюбзовцам

во всех концах земли!

Привет друзьям, с которыми делили

последний хлеб,

последний крик души.

С которыми мы пели, шли и пили ...

Пусть ветер гонит ваши корабли!

Привет всем кюбзовцам

во всех концах земли!

Сочинено в 1964 г. по инициативе В.В. Жерихина.

 

КЮБЗу я посвятил специальное "Облако", в котором можно увидеть фотографии кюбзовцев, рассказы о них и фольклор кружка. Чтобы попасть на Облако надо пройти по следующей ссылке:

https://cloud.mail.ru/public/3LPT/1zEi6DwdQ

или

Набери в поисковике (google или yandex): расницын сказки

Откроется список сайтов. В начале списка будет строка "С. Расницын. СКАЗКИ И ИСТОРИИ".

Поставь курсор на эту строку и жми левую клавишу мышки или клавишу ENTER.

Откроется главная страница этого сайта (оглавление). На ней в правом верхнем углу строки: "Фотографии и тексты о КЮБЗе"; "КИНО о КЮБЗе"; "КИНО о КЮБЗе 2-я часть". Кликай левой клавишей мыши на любой из этих строк и попадёшь в соответствующую часть "Облака".

Если хочешь на "Облако" сейчас же:

Вернись на главную страницу этого сайта (оглавление). И там действуй так, как написано в предыдущем абзаце.

 

О КЮБЗе

Первый раз я поступил в КЮБЗ в 1949 году. Меня принимал сам ППС - Петр Петрович Смолин (теперь я этим горжусь, а тогда, конечно, оценить не мог). Ходил я в кружок редко, так как увлёкся охотой в кружке юных охотников при Московском городском доме пионеров. (Я пионером не был, но об этом не спрашивали, так как никому не могло придти в голову, что человек определённого возраста может быть не пионером.)

В 1951 году пришлось поступать в КЮБЗ вторично. Но и в период отсутствия в кружке, я не терял тесный контакт с большинством его членов. Он обеспечивался тем, что кюбзовцы часто собирались у нас дома.

После второго поступления я уже работал в кружке в полную силу. В 1953 году я выполнил работу (под руководством научного сотрудника Приокско-Террасного заповедника Гали Миловановой) по питанию птенцов мухоловки пеструшки. Оказалось, что эта птица вовсе не ловит пролетающих мимо неё мух (как писал Бианки), а собирает пауков и разных насекомых (от гусениц до жуков) с земли, стволов и листьев деревьев. При этом её добычей являются не только вредители.

В том же году меня выбрали председателем. Но был им лишь несколько месяцев, т. к. затеял перестройку: хотел разбить кюбзовскую вольницу на бригады по темам, а бюро заменить советом бригадиров. (Идея навеяна трудами Макаренко. В те годы он властвовал над нашими умами в такой степени, что некоторые дети пытались втолковать своим родителям, как надо их воспитывать.) Слава богу, меня не поддержали, и я (как "истинный демократ") подал в отставку.

Но организаторский зуд не утихал - я организовал "Шефскую группу". Исходил из благих намерений: хотел дать свободу младшим. Дело в том, что старшие (студенты, а некоторые уже работали) орали на собраниях, лезли во все дела и тем давили инициативу младших. Чтобы отвлечь старших я стал собирать шефскую группу не по воскресеньям, а в среду, и вместо обсуждения кюбзовских дел предложил проверять знания кружковцев.

Из огня, да в полымя! Старшие возомнили себя экзаменаторами и стали измываться над малышами. Обнаружив такое, я пытался ликвидировать это новообразование. Ни тут то было! Чувство превосходства настолько сладостно, что борьба со своим же созданием была мною проиграна, и эта чёртова шефская группа продолжала существовать. Во главе её встали Вовка Марков (председатель) и Гена Длусский (секретарь). (Люди хорошие, но не в этом амплуа). Через несколько лет нашелся умный человек (я не знаю, кто именно). Он вывернул шефскую группу на изнанку: старшие стали не экзаменовать малышей, а читать им лекции. (Это - тоже измывательство, но помягче.)

Я рассказал эту историю, чтобы покаяться - совесть меня мучит до сих пор.

 

Что я помню о КЮБЗе

Примерно в 1951 году ППСа выгнали из зоопарка. Произошло это, вероятно, в ходе борьбы с генетиками, начавшейся после знаменитой сессии ВАСХНИЛ в 1946 году. Он нашел пристанище во Всесоюзном Обществе Охраны Природы (ВООПе). В месте с ним из КЮБЗа ушло большинство старших ребят. С ними ППС организовал новый биологический кружок – ВООП (его члены – вооповцы). Со временем между кюбзовцами и вооповцами возникло отчуждение, конкуренция и даже неприязнь (дети – зверьки злобные). Но в первые годы мы считали друг друга за одно и ездили на выезды с уже вооповским ППСом без каких бы то ни было ограничений. У меня до сих пор есть друзья вооповцы (они тоже не бывают бывшими).

Мантейфель ушел из зоопарка раньше ППСа (вероятно, тоже выгнали). Он пристроился в Балашихе в Пушномеховом институте на охотоведческом отделении. Поэтому туда пошли многие кюбзовца и вооповцы.

КЮБЗ Петр Александрович не забывал. Приглашал кюбзовцев к себе. Я раз был среди этой элиты. Запомнился его кабинет, увешенный охотничьими трофеями, и то, как он уверял нас в отсутствии внутривидовой борьбы, во что я - школьник ни как поверить не мог (видно, его здорово запугали).

После ППСа руководители КЮБЗа сменялись часто (были не подолгу). Из-за этого, ни один из них не успевал стать диктатором, к чему вольно или невольно стремится каждый начальник (ППС был долго и в КЮБЗе и ВООПе, но диктатором он не стал, т. к. был не начальником, а руководителем).

Частая смена руководства сформировала кюбзовскую вольницу (а вольница способствовала смене руководства).

Вольница была на удивление демократична. Все должности были выборными, критика – нелицеприятная, арбитр – общее собрание. Была жутчайшая дедовщина, но не как в армии, а наоборот. Старшие опекали младших, помогали в работе, заботились на выездах об их здоровье и сытости (в наши времена сытость случалась не часто). Младших учили всему, и биологии, и как костёр разжечь, и как не заблудиться – всему что знали (или думали, что знали) сами. Старшие отвечали за младших «по полной программе».

Процветала самодеятельность (настоящая, без всякой связи с «верхами»). Сочиняли и исполняли стихи, песни, пьесы. Среди них встречались и «самохвальные», но в большинстве оченно даже язвительные по отношению и к себе, и к руководству, и к КЮБЗу в целом. Для многих (а для меня точно) именно эта вольница и была главным притягателем.

Всё это не значит, что кюбзовцы остались без руководителя. Роль ППСа выполнял Дима Гудков. По началу (пока не подросло новое поколение) он возил ребят «на выезды», учил различать следы, слышать птиц и, вообще, видеть природу. Это – заметил не только я. Когда мы последний раз собирались (в 2008 г.), о папе - Диме сказал Коренберг, и все его поддержали.

Я не замечал, что в КЮБЗе не было национальной розни. Такое не могло прийти в голову. О национальности, вообще, речи не было. Большинство ребят понятия не имели, кто какой нации, и думать об этом не думали. Точно так же понятия не имели, кто богат, а кто беден, кто как учится и у кого какие родители. Впрочем, о родителях судили, они делились на две категории: «хорошие» - пускают на выезды, и «плохие» - не пускают.

===

КЮБЗ и Наука.

Письмо редактору.

21.10.2014

Глубокоуважаемый Александр.

Отправляю Вам то, что удалось написать на заданную тему.

Я обратил внимание на Ваше пожелание: «Самый важный критерий - вклад кюбзовцев …». Выполнять, однако, его не стал, так как считаю, что привлекательность КЮБЗа не в том, что он даёт карьерные преимущества, а в жизни в кружке: в общении, знакомстве с природой и наукой и, как результат, воспитании порядочности, которая обеспечивает (при прочих равных) более счастливую жизнь.

Посылаю Вам одним файлом текст моего брата на ту же тему (может быть он лучше моего) и мой текст.

По мере готовности пришлю Вам фотографии и воспоминания о Володе Жерихине и Гене Длусском (мой брат, которому, по его словам, поручили написать о них, свалил дело на меня).

Сообщите, пожалуйста, объём текстов воспоминаний и о получении этого письма.

Искренне Ваш, С.П. Расницын.

 

КЮБЗ И НАУКА.1

Этот текст опубликован (с неизбежной правкой редактора) в журнале «В мире животных»,  № 12 за 2014 год, посвященном 90-летию КЮБЗа, стр. 8-10. Здесь он без этой правки.

 

Пусть время не скрывает

90 наших лет -

Кто прошлого не знает,

Тем будущего нет.

 

Кружок юных биологов зоопарка (КЮБЗ) я знаю хорошо с 1951 по 1957 годы, когда активно участвовал в его жизни. О предыдущих 27 годах знаю по легендам и песням, которые дошли до нас «из глубины веков», из общений с некоторыми из уцелевших экземпляров (Мантейфель, Смолин Шилов, Кротов, Рюмин, Добкин, Калмыков, Гудков, Марков, Ивантер), а также, конечно, из литературы вроде «Дикой собаки Динго». О периоде с 1960 по 1973 годы сужу по кюбзовцам, которые ездили со мной в экспедиции, в первую очередь по Володе Жерихину и Саше Креславскому и по их рассказам. Что было потом, знаю лишь по ежегодным итоговым конференциям. (Это я к тому, чтобы Вы не слишком верили мне о том, что было до 51 и после 57 годов.)

Взаимоотношения КЮБЗа и наука имеет два аспекта. Первый: что сделали в науке воспитанники этого кружка. На мой взгляд это совсем не важно. Да и судить об этом не мне. Я - лицо заинтересованное и стою слишком близко (лес за деревьями). Я, конечно, читаю, как минимум, внимательно пролистываю, научные сочинения кюбзовцев, но, в силу братства, недостатки замечаю чаще, чем достоинства. Оно и понятно: недостаток вызывает боль, а достоинство - само собой разумеется.

Кого этот вопрос интересует, может взять в КЮБЗе сведения: сколько человек стало кандидатами наук, докторами, профессорами, академиками. Только учтите, что чины слабо коррелируют с научными достижениями.

Второй аспект: как наука влияет на кюбзистов - какие люди вырастают в кружке.

КЮБЗ похож на Байкал. В него впадают разные ребятишки, а вытекают более - менее одной Ангарой. Не все становятся биологами и, вообще, работниками науки, но все приобретают ряд общих черт. Это происходит благодаря длительности жизни человека в кружке. В КЮБЗ приходят в 12-14 лет и работают лет до 20 и более, а бывшими кюбзовцы вообще не бывают. В результате, в кружке образовалась разновозрастная «популяция» со своеобразной «дедовщиной»: старшие заботятся о младших во всём. Учат их всему, что знают (и чему не знают), смотрят, чтобы на выезде новичок не потерялся, не замёрз, не промок, не оголодал, чтобы его никто не обидел. Но, главное, общаются с ним как с равным и служат ему примером (не всегда, правда, достойным подражания).

Жизнь в кюбзе весёлая. Никто не чахнет над мёртвыми костями или заспиртованными эмбрионами. Ребята играют, сочиняют и поют песни, выдумывают и исполняют пьесы. А, главное, общаются с себе подобными.

Главное же занятие - «наука». Считают ворон, ловят мышей, исследуют бентос, а больше всего наблюдают за поведением животных. Это трудно, но увлекательно. А как интересно и весело обсудить доклад о проделанной работе и своей, и друга! Даже лекции по средам - не полная зануда. Их читают кюбзовцы, ставшие «светилами биологии», посмотреть на которых интересно - живые ископаемые.

Кюбзовец - юный биолог, работник науки. Поэтому науку он уважает и считает своей обязанностью служить ей во что бы то ни стало. Для науки от этого толку не много, а, вот, пацану или девочке очень полезно. Они узнают счастье работать не на себя, а ради великой цели.

Уважение к науке - уважение к знанию. Мы стремились понять, а не поверить. Критическому анализу подвергалось всё: от научных истин до обыденных дел2. Пока ребята в кружке, их не привлекает ни религия, ни мистика. Позднее под ударами судьбы некоторые уходят в иные миры. Я, правда, не считал, но кажется, что доля таких среди кюбзы ниже, чем в среднем по Москве.

Наука, в частности биология, безбрежна. Если бы ей занялись все люди, для многих направлений кадров бы всё равно не хватало. Ученые конкурируют за деньги, за должности, но не за тематику. Поскольку в КЮБЗе денег не платят и должностей нет, нет и конкуренции - основы зависти. Наоборот, работа в науке рождает коллективизм, дружбу. Чем бы человек ни занимался, он вынужден соприкасаться с разделами, которые он не знает, а многие работы нельзя выполнить в одиночку. Поэтому взаимопомощь необходима, а где помощь, там и дружба. Не случайно кюбза поёт: «Дружба … крепка». Она не только крепка, но и долговечна. Так мои друзья кюбзовского детства остались друзьями уже более 60 лет, и мы - не исключение.

Наука, как, впрочем, любая работа, требует упорства. Когда человек работает один, он легче поддаётся соблазну отложить, схалтурить. В хорошем коллективе (а КЮБЗ - хороший коллектив), этот номер не пройдёт. Раз не поддался соблазну, два не поддался, глядишь, и вырабатывается трудоспособность и упорство, которые полезны всегда.

Наука не может жить «в рамках». Свобода - и условие её существования, и её продукт. Из-за науки кюбза «дышит воздухом свободы». Запреты есть: нельзя врать, приставать к девочкам, жрать в одиночку, ябедничать и материться. Остальное можно. Главное - можно думать и говорить, что хочешь. Пример. Однажды вечером в 53 году в Приокско-террасном заповеднике кюбза (человек 20) развлекалась сочинением оперы на сюжет Краткого курса ВКП (б)3 (у нас не может быть доносчика).

Науку нельзя делать по принуждению, поэтому кюбза пользуется широким самоуправлением. Приём в КЮБЗ решает общее собрание. Каждый год избирается бюро во главе с председателем, которое наравне с руководителями решает все вопросы жизни кружка: какие занятия проводить, когда и куда поехать и т.п. А чем заниматься, и с кем работать каждый решает сам.

Наука интернациональна. Особенно биология, ведь научные названия - латинские. (Кюбзовский шик - называть всех по латыни.) Отсюда и интернационал коллектива. В КЮБЗе мы понятия не имели, кто какой нации, а, потому национальной розни быть не могло.

В науке ценится только личный вклад человека. Поэтому кюбзовцы не интересуются, кто богат, а кто беден, кто как учится. О родителях судят, но не по их должностям. Родителей делят на две категории: «хорошие» - пускают на выезды, и «плохие» - не пускают.

Наука вокруг. И хотя КЮБЗ зоопарковский, кюбза работает не только в городе, но и «в природе». Почти каждое лето группа (от 5 до 20 человек) весь сезон проводит в каком-нибудь заповеднике, а в остальное время года все «ездят на выезды» - однодневные (а в каникулы многодневные) экскурсии за город. Там ребята учатся узнавать животных и растения, наблюдать их жизнь - понимать и, значит, любить природу. А также, конечно, жить в ней. Они развиваются физически и приобретают закалку.

Наука не может молчать (иначе это - не наука, а личное развлечение). Вот и кюбзовец обязан вести дневник наблюдений, писать отчёты и докладывать о проделанной работе. Научная ценность ребячьих исследований не велика (но и не равна нулю). Дневники, отчёты, доклады учат думать и выражать свои мысли. Это очень заметно. Даже всего лишь трёхгодовалые кюбзовцы рассуждают гораздо чётче и логичнее, чем большинство населения нашей страны. (Я утверждаю это с большой долей уверенности, так как по работе объездил большую часть СССР и вынужден был общаться с широким кругом людей.)

Есть мнение, будто мораль и знания надо внедрять независимо. Мой опыт говорит, что мораль нельзя внедрить. Морали можно научить только в процессе работы. Занятие наукой - работа, она заставляет человека быть честным и тем воспитывает мораль. То же и при передаче знаний. Знание отличается от веры тем, что допускает сомнения в принятых истинах, поэтому знание можно проверить. А раз так, то враньё становится опасным, и, соответственно, вырабатывается привычка к честности.

Благодаря общению, свободе и научной работе у ребят развивается наблюдательность, умение думать и выражать свои мысли, любовь к природе и, главное, честность - основа морали. Я знаю судьбу около 50 человек. Есть среди них пара ангелов и пара не очень хороших людей, а подавляющее большинство - просто порядочные люди. Подлецов среди кюбзистов я не знаю ни одного. Кстати, нет [ни алкоголиков, ни наркоманов (в КЮБЗе было не до того, а когда выросли - поздно начинать).

Заключение: Наука - полезное занятие. Она способствует интеллектуальному и физическому развитию ребят. Наука вырабатывает у них основу морали - честность и, тем самым, обеспечивает (при прочих равных) более счастливую жизнь.

Демонстрацией сказанного служат сочинения кюбзовцев. Примите маленькие отрывки4.

 

Из «Гимна мышеловов»:

["Алла Бернштейн категорически настаивает, что гимн мышеловов она писала с Мариной Лавровой, а не с Наташей Наумовой." (Л. Д. Андрианова 2019-12-24).]

Дружба мышелова, как гранит, крепка,

И в беде не дрогнет верная рука.

Боцмана5 примером мы вдохновлены

И наукой с детства все заражены.

За нее готовы мы ночей не спать,

На участке норы все перекопать.

Истины научной нам маяк светит,

Все мы мышеловы, каждый знаменит.

 

Из пьесы Гены Длусского:

Кюбзовец менделист:

Не могу никак понять, как он будет докладать,

Если будет он гиперболу не знать.

Кюбзовец лысенкист:

И зачем такая прыть, для чего ему чертить,

Если можно всё на пальцах объяснить.

 

Из его же частушек:

Вовке мы ворон считали, перемёрзли в доску мы,

А теперь работаем мы на Осмоловскую.

______________________

1 Написано по просьбе Серёжи Ивницкого и предложению Александра Аболица. Хрен бы я стал писать по собственной инициативе.

2 Не все считают «критиканство» достоинством. Я же думаю, что создавать новое способен только тот, кто смотрит на мир критически. А новое необходимо - без него мы вымрем.

3 «б» обозначает «большевиков», а не то, что Вы подумали.

4 Почти во всех сочинениях кюбзы просвечивает наука. Я мог бы привести примеры на десятки страниц, но объём статьи ограничен.

5Боцман - Е. В. Карасева - матёрая кюбзовка.

 

Остатки:

Когда же мораль провозглашают, это – заведомая ложь. Кто дал право попу любой (даже атеистической) религии говорить от имени Верховного Существа? Пусть покажет верительные грамоты. Кто дал ему право перетолковывать тексты? И откуда он взял, что эти тексты божественны? Там, что, есть подпись? Что получается? Говорится одно, а демонстрируется противоположное. Какой морали учит такой пример?

Среди общих черт кюбзовцев наиболее заметно уважительное отношение к науке, а наука требует определённого мировоззрения и воспитывает человека соответственно.

===

2019-09-09

Гимн КЮБЗа

Считается, что каждый кюбзовец знает наш гимн, но это не так: за время существования кружка на исходный текст навешали куплеты, которые портят его.

Вот гимн:

Рюкзак тяжел, но наши ноги быстры,

И полевая сумка на боку.

Вперёд спешат биологи-кюбзисты -

Готовы встретить новую весну.

В лесу, в степи, на море и в пустыне

Ребята не сдаются никогда.

Нас дружба всех спаяла воедино,

В душе мы будем кюбзовцы всегда.

Всё остальное - наслоения.

 

ВОЗВРАТ К ОГЛАВЛЕНИЮ